Искусство турецкой керамики

31 марта 2013

 Искусство турецкой керамики занимает выдающееся место в истории всего исламского искусства. Его корни можно проследить, по крайней мере еще в  8-м и 9-м веках. За весь период развития, оно впитало влияние многих народов: Караханидов, Газневидов, и, особенно, иранского искусства сельджуков, после их победы над византийцами в 1071 году.
 
 

 
Особенно славится Османская, турецкая керамика, сделанная в Изнике, это к юго-востоку от Стамбула, гончары из этих мест признаны самыми лучшими и не только в Турции. 
 
 
 
 
Османские чаши пришлись ко двору в елизаветинской Англии, и они же позже вдохновили английского гончара девятнадцатого века Уильяма де Моргана.
В провинции Изник в конце пятнадцатого столетия, гончары смогли достигнуть  значительного технического прогресса, они изготавливали огромный диапазон глиняной посуды с богатым красочным дизайном, который объединял различные мотивы. Прослеживаются и арабески, искусство более ранних периодов Турции, чувствуется вдохновение китайского фарфора – великолепные синие и белые блюда, связанные с династией Юань, специально созданные для ближневосточных покровителей. Изделия отличаются тщательно продуманным и очень красочным цветочным дизайном, который постоянно совершенствовался, вводились новые цвета и оттенки: нежно-голубые, зеленые, и  красные.
 
 
 
Характерной особенностью для дизайна османской керамики является объемный цветочный орнамент, возможно, это лотосы, гиацинты или пионы, а может гибриды, неизвестные природе, они переплетаются с резными листьями. Дизайн, обнаруженный на глиняной посуде из Изника, становится признаком Оттоманского искусства шестнадцатых и семнадцатых столетий, его заимствуют художники  для  декодирования одежды султанов, украшения изделий из металла и изящных книжных переплетов.
 
 
 
 
Широкий расцвет османское искусство получило при правлении Султана Сулеймана Великолепного, (1520-1566), известного как Kanuni, что значит законодатель прогрессивных изменений, которые он внес в образование и налогообложение. Во времена его господства Османская империя достигла пика своего влияния, были завоеваны  ближневосточная, северная Африка и Европа до Венгрии.
 
 
  Как покровитель искусств, он начал смелые архитектурные проекты, которые изменили характер архитектуры Стамбула и других крупнейших городов Османской империи, которые были в дальнейшем воплощены великим архитектором Синэном (1588). В те же времена, приблизительно с 1550, мастера гончарного ремесла начали производить великолепные облицовочные фрески, которые украсили фасады и интерьеры Османских зданий.
 
 
Народные традиции бережно сохранены потомственными мастерами и донесены из поколения в поколение до наших дней. Состав глины, краски, глазури и, конечно, технологии полностью соответствуют аналогам из средних веков. Благодаря этому,  мы можем сейчас любоваться причудливыми узорами на все также изготовленных вручную блюдах, чашах, вазах и кувшинах. Это впечатляет, когда  можно поставить такую рукотворную вазу рядом с очередным чудом техники XXI века.
 
 
 
Состав глины, краски, глазури и, конечно, технологии полностью соответствуют аналогам из средних веков. Благодаря этому,  мы можем сейчас любоваться причудливыми узорами на все также изготовленных вручную блюдах, чашах, вазах и кувшинах. Это впечатляет, когда  можно поставить такую рукотворную вазу рядом с очередным чудом техники XXI века.
Предметы интерьера из Турецкой керамики представлены на сайте www.moesia.ru